Tuesday 14 July 2009

Ракетный пакт по старому плану ("The Washington Post", США)

На прошлой неделе президент Обама и его российский коллега Дмитрий Медведев договорились о создании совместного центра для мониторинга ракетных пусков, однако в основе этого нового соглашения лежит давно уже существующий план.

Первоначальное предложение на этот счет прозвучало во времена президента Билла Клинтона: сначала он обсуждал его с российским лидером Борисом Ельциным, а затем согласовал конкретный план с преемником Ельцина Владимиром Путиным.

Нынешний вариант, однако, носит более амбициозный характер. Если десять лет назад речь шла о мониторинге американских и российских запусков, а также ракет, нацеленных на обе страны другими государствами, то в его нынешнем виде объект должен отслеживать пуски в масштабе всей планеты.

Для начала, однако, соглашение нужно реализовать. В прошлый раз предложение о создании объекта - под названием Совместный центр по обмену данными - потонуло в проволочках, и было положено под сукно.

План, однако, был проработан весьма детально: стороны согласовали даже местонахождение будущего центра - бывшее школьное здание в Москве. Смешанный персонал - американские и российские технические специалисты - должны были получать данные систем раннего оповещения своих стран. При обнаружении запуска баллистической ракеты - как наземного, так и морского базирования - или средства доставки, размещенного в космосе, направленного против одной из двух стран, они могли бы за считанные минуты предупреждать друг друга об опасности.

Предусматривался также обмен данными о пусках, осуществляемых третьими сторонами - но только в том случае, если они представляли прямую угрозу России или Соединенным Штатам, и в результате могло возникнуть недоразумение относительно принадлежности ракеты. Еще один интересный пункт проекта соглашения заключался в следующем: при обмене информацией между двумя странами 'источники данных не должны указываться'.
Всего в Центре должны были трудиться 16 американцев и 17 россиян: работая посменно, они обеспечивали бы круглосуточный мониторинг. Службы безопасности и технического обслуживания должны были насчитывать еще 60 человек. Руководство деятельностью центра планировалось осуществлять совместно - представителями России и США. На фасаде здания не должно было быть 'государственной символики' стран-участниц, а за пределами центра все его сотрудники должны были говорить только по-русски. В самом здании предусматривались надписи на русском и английском языках. Ввести объект в эксплуатацию предполагалось в 2001 г., но время и ход событий помешали осуществлению проекта. Поначалу, с приходом к власти нового президента Джорджа У. Буша, препятствием служили бюрократические проволочки. Позднее проект и вовсе был положен под сукно: администрация Буша утратила к нему интерес, а у Москвы все большее беспокойство вызывали американские планы по размещению элементов ПРО в Польше и Чешской Республике. В 2007 г. Путин предложил Бушу создать два центра: один в Москве, другой в Брюсселе. Но и из этой идеи ничего не вышло.

В ходе предвыборной кампании Барак Обама выражал позитивное отношение к возрождению этого плана.

Тогда же, в июле 2008 г., Роуз Готтемюллер (Rose Gottemoeller) - в то время она была консультантом Обамы - опубликовала в соавторстве с другим экспертом статью в Arms Control Today, где отмечалось, что договоренность между Путиным и Клинтоном 'никто не отменял, . . . и создание центра, способствующее укреплению доверия в вопросе о противоракетной обороне, можно осуществить в короткие сроки'. Сегодня именно Готтемюллер, которую Обама назначил главным переговорщиком на российском 'направлении', вероятно, будет поручено наконец воплотить эту идею в жизнь.

13.07.2009

Права на данный материал принадлежат "The Washington Post", США

Сокращение ядерных боезарядов до 1500-1675 единиц - компромисс для РФ и США- эксперт

Намерение России и США сократить количество ядерных боезарядов до 1500-1675 единиц является компромиссным для обеих стран, сказал в интервью РИА Новости в понедельник председатель президиума российского Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) Сергей Караганов.

"Это абсолютный компромисс. То, что предлагается - это минимальное сокращение по сравнению с договоренностями 2002 года, ограничивавшими число оперативно развернутых ядерных боезарядов у каждой из сторон до 1700-2200 единиц. Обе стороны уже сейчас могут спокойно сократить боезаряды до этого уровня, а 1675 единиц - это небольшое сокращение и каждая страна будет вольна, видимо, сокращать, насколько ей удобно", - сказал он.

О том, что Россия и США намерены сократить почти в два раза количество ядерных боезарядов - до 1500-1675 единиц и их носителей - до 500-1100 единиц, говорится в согласованном на переговорах президентов России и США в Кремле документе, озаглавленном "Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений". Новый Договор по СНВ должен быть заключен в ближайшее время.

Что касается сокращения носителей, то там, по словам Караганова, тоже зафиксирована удовлетворяющая цифра.

"В России бы хотели более глубокого сокращения носителей, потому что нам это экономически выгодно. Американцы, которые могут делать большее количество носителей, хотели бы менее глубокого их сокращения. Они были готовы на более глубокое сокращение боезарядов. Это нормальный компромисс, который устраивает обе стороны, который держит все возможности открытыми, а договорный вопрос, переговорный процесс и режим ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений получает новый импульс", - уверен эксперт.

Подписанный в 1991 году Договор СНВ-1 обязывает Вашингтон и Москву сократить количество ядерных боеголовок до 6 тысяч, а их носителей - до 1600 с каждой стороны. Срок действия СНВ-1 истекает 5 декабря 2009 года. Заключенный в 2002 году в Москве дополнительный договор о сокращении СНВ ограничивал число оперативно развернутых ядерных боезарядов у каждой из сторон до 1700-2200 единиц. Этих уровней они должны достичь к декабрю 2012 года.

Президенты России и США поручают переговорщикам в ближайшее время завершить выработку Договора об СНВ с тем, чтобы они могли подписать его и представить на ратификацию в своих странах, отмечается в документе. Конкретные цифры, которые должны быть зафиксированы по предельным уровням в Договоре, будут согласованы в ходе дальнейших переговоров.

Новый Договор увяжет стратегические наступательные и оборонительные вооружения. Кроме того, будущий Договор об СНВ будет содержать положение о взаимосвязи стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений, говорится в документе.

Будущий Договор об СНВ будет содержать также "положения, касающиеся определений, обмена данными, уведомлений, инспекций и процедур проверки, а также мер укрепления доверия и транспарентности, в соответствующих случаях адаптированные упрощенные и сделанные менее затратными по сравнению с договором об СНВ".

В Договоре будет положение о влиянии межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок в неядерном оснащении на стратегическую стабильности, говорится в совместном документе.

06.07.2009

Права на данный материал принадлежат РИА Новости

Обама просит изучить обстоятельства гибели сотен афганских заключенных

Президент США Барак Обама поручил своим помощникам по вопросам национальной безопасности изучить данные о том, что администрация предыдущего лидера страны Джорджа Буша препятствовала расследованию возможного убийства в Афганистане сотен заключенных талибов в 2001 году, сообщает в понедельник американский телеканал CNN.

Об этом Обама заявил в интервью во время поездки в Гану. Речь, по данным телеканала, идет о возможном убийстве в конце 2001 года по меньшей мере тысячи боевиков движения "Талибан", сдавшихся международным силам в Афганистане. Как сообщает CNN, за убийствами, по некоторым данным, могут стоять поддерживаемые ЦРУ афганские военачальники, в частности - афганский генерал Абдул Рашид Дустум.

"Данные о том, что это дело не было тщательно расследовано, только недавно были доведены до моего сведения", - сказал американский президент.

"И я попросил (помощников) по национальной безопасности собрать для меня известные данные, и, когда вся информация будет собрана, мы, вероятно, примем решение относительно того, как подойти к этому (вопросу)", - сообщил Обама.

"Есть обязательства, которые имеют все страны, даже на войне. И если окажется, что наше поведение в какой-то мере способствовало нарушению законов войны, то я считаю, что мы должны знать об этом", - сказал американский президент, отвечая на вопрос журналиста CNN о том, поддержит ли он расследование.

В 2002 году информация о возможных преступлениях появилась на страницах американского издания Newsweek, однако те данные были основаны на воспоминаниях неназванного заключенного, погибшего из-за давки в переполненном контейнеровозе, перевозившем заключенных из афганской провинции Кундуз в тюрьму города Шиберган.

Американские правозащитники из организации Boston, базирующейся в Массачусетсе, в то же время заявили об обнаружения массового захоронения в районе афганского населенного пункта Дашт-э-Лейли (Dasht-e Leili). По данным очевидцев, там захоронены тела заключенных талибов.

Как сообщает CNN, эти данные побудили генерала Томми Фрэнкса, бывшего командующего Центральным командованием ВС США, начать расследование, однако, по данным газеты New York Times, ссылающейся на правительственные источники и правозащитников, администрация президента Буша "неоднократно противодействовала попыткам расследования".

13.07.2009

Права на данный материал принадлежат РИАНовости

США используют ядерное оружие каждый день

США используют ядерное оружие каждый день в целях сдерживания и не заинтересованы в продвижении к безъядерному миру, заявил бывший глава Пентагона Джеймс Шлесинджер.

"Мы используем ядерное оружие каждый день. Для сдерживания потенциальных врагов и для обеспечения гарантий союзникам, которые находятся под нашей защитой", - заявил Шлесинджер в интервью газете Wall Street Journal.

Его комментарий опубликован в свете предварительных договоренностей между Москвой и Вашингтоном о сокращении ядерных арсеналов. Главным итогом визита президента США Барака Обамы в Россию стало подписание между Москвой и Вашингтоном рамочного соглашения по сокращению наступательных вооружений (СНВ). Обе страны договорились почти вдвое сократить свои ядерные боезаряды.

На вопрос, отвечают ли эти договоренности интересам США, американский "ястреб" ответил "нет". По его мнению, стремление американцев к созданию безъядерного мира является ничем иным, как "американским утопизмом и американским местничеством".

Бывший министр обороны США убежден в том, что ядерные державы не должны и не будут избавляться от ядерных арсеналов в свете новых угроз ядерного распространения со стороны пороговых стран.

Он также полагает, что несмотря на окончание "холодной войны", Вашингтон должен проводить политику ядерного сдерживания в отношениях с Россией и Китаем.

При этом Шлесинджер отметил, что ракетный арсенал США является самым старым в мире, и это уже начинает представлять угрозу для самой страны, а не ее потенциальных врагов. По его оценке, техническое состояние ядерных запасов в России, Китае, Франции и Великобритании отвечает значительно более высоким стандартам.

Джеймс Шлесинджер, которому сейчас 80 лет, возглавлял министерство обороны США в 1973-1975 годах и известен как сторонник разработки новых видов ядерного оружия.

12.07.2009

Права на данный материал принадлежат РИАНовости

Thursday 9 July 2009

Выступление президента США Барака Обамы в Российской экономической школе. Полный текст

Текст предоставлен Бюро международных информационных программ Государственного департамента США.

Благодарю вас. Поздравляю вас, Оксана, и всех выпускников тоже. Не знаю, удастся ли кому-нибудь из вас встретить среди соучеников свою будущую жену, как это удалось мне, или будущего мужа, но я уверен, что впереди у каждого из вас блестящая карьера. Хочу приветствовать среди собравшихся некоторых моих знакомых. Здесь среди нас - президент Михаил Горбачев, и я прошу всех поаплодировать в его честь. Мне хотелось бы приветствовать ректора РЭШ Сергея Гуриева, председателя совета директоров Максима Бойко и члена совета директоров РЭШ Аркадия Дворковича, который является президентом Ассоциации выпускников, а также ближайшим сотрудником президента Медведева, которому он очень помогает и присутствовал на нашей вчерашней встрече.

Доброе утро! Для меня высокая честь выступать перед вами в Российской экономической школе. Мишель и я чрезвычайно довольны тем, что нам представилась возможность посетить Москву, и поскольку я родился на Гавайских островах, я очень рад, что приехал сюда в июле, а не в январе.

Я знаю, что РЭШ - это новый вуз, но я выступаю перед вами, испытывая глубокое уважение к непреходящей русской культуре. Русские писатели помогли нам понять всю глубину человеческого опыта и подтвердили вечные истины. Русские художники, композиторы и мастера балета открыли для нас новые формы красоты. Русские ученые одолели болезни, расширили границы прогресса и помогли нам проложить дорогу в космос.

Все эти достижения выходят за пределы России, сколь бы громадной она ни была. Нет такого уголка в мире, где не ощущалось бы русского влияния - неотъемлемой составляющей мирового культурного наследия. Не миновало оно и мою страну, которая, на счастье, имела возможность десятилетиями давать приют русским эмигрантам, обогащаться достижениями русской культуры и развиваться благодаря сотрудничеству с Россией. И я, будучи жителем Вашингтона, пользуюсь тем, что нам дали россияне - в частности, Александр Овечкин. Мы очень рады, что он сейчас у нас в Вашингтоне.

Российская экономическая школа впитала в себя традиции этой великой культуры, но ваша специализация в области экономики не менее важна для будущего человечества. Как сказал Пушкин, "вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии". И сегодня мне хотелось бы в первую очередь обратиться к студентам выпускного курса. Вы готовитесь занять лидирующие позиции в академическом мире и в промышленности, в финансовой сфере и в органах государственной власти. Но прежде чем вы двинетесь вперед, вам стоит поразмыслить о том, что уже произошло в вашей недолгой жизни.

Подобно президенту Медведеву и мне, вы слишком молоды, чтобы помнить самые темные времена "холодной войны", когда в атмосфере проводились испытания водородных бомб, когда детей учили прятаться в атoмных бомбоубежищах, а мир стоял на грани ядерной катастрофы. Но вы принадлежите к последнему поколению, появившемуся на свет в разделенном мире. В то время американские и советские войска все еще противостояли друг другу в Европе, готовые в любой момент вступить в бой. Идеологические позиции прошлого столетия приобрели более или менее окончательные очертания. Соперничество во всем - от астрофизики до спорта - воспринималось как игра с нулевой суммой. Если кто-то один выигрывает - значит, другой проигрывает.

И вдруг, всего через несколько лет, этого мира не стало. Но не следует заблуждаться, приписывая заслугу в этом какой-либо одной стране. "Холодная война" закончилась благодаря многолетним усилиям многих стран, а также благодаря тому, что народы России и Восточной Европы преисполнились решимости сделать так, чтобы война окончилась мирно.

Окончанию "холодной войны" сопутствовали чрезвычайно оптимистические ожидания - ожидания мира и процветания, новых отношений между странами, новых перспектив для каждого человека. Подобно всем периодам великих перемен, то было время грандиозных планов и безграничных возможностей. Но, конечно, никакие планы не сбываются в точности как задумано. В 1993 году, вскоре после того, как ваша школа впервые распахнула свои двери, один студент РЭШ удачно подытожил проблемы, сопряженные с переменами, сказав в беседе с репортером: "В реальности мир не так рационален, как на бумаге". В реальности мир не так рационален, как на бумаге.

На протяжении двух бурных десятилетий правота этой истины подтвердилась во всем мире. Были созданы огромные богатства, но рядом с ними остались огромные очаги чудовищной нищеты. Бедность существует в вашей стране, она существует в Соединенных Штатах, она существует во всем мире. Больше людей получили право голоса, но слишком многие правительства по-прежнему ущемляют права своего народа. Накал идеологической борьбы снизился, но на ее место пришли конфликты на племенной, национальной и религиозной почве. Владелец компьютера ныне может хранить у себя такое же количество информации, как в Российской государственной библиотеке, но та же самая технология может причинить страшное зло.

В новой России устранение старых политических и экономических барьеров, рухнувших после краха Советского Союза, породило не только новые возможности, но и новые трудности. Немногие добились успеха, многие и многие - нет. Настали трудные времена. Однако российский народ проявил огромную стойкость и ценой немалых жертв добился прогресса, порукой чему является экономическое развитие и растущая уверенность в себе. И, невзирая на все трудности, многие жители Восточной Европы и России сегодня живут намного лучше, чем двадцать лет назад.

Мы воочию видим свидетельства этого прогресса в стенах РЭШ. Основанное на западные средства, сейчас это чисто российское учебное заведение, где любую идею оценивают не по тому, американская она, русская или европейская, а сугубо по тому, срабатывает она или нет. Но особенно заметен прогресс во всех вас - молодых людях, которым предстоит лепить молодой век на свой вкус.

Ваша жизнь совпала с этой эрой переходных процессов. Но вспомните фундаментальные вопросы, которые стояли на повестке дня в те дни, когда открылась ваша школа. Какое будущее ждет Россию? Какое будущее ждет Россию вместе с Америкой? Какой мировой порядок придет на смену "холодной войне"? Мы по сей день не имеем четких ответов на эти вопросы, так что ответить на них предстоит вам - вашему поколению в России, в Америке и по всему свету. Вам решать. И хотя я не в состоянии ответить на эти вопросы за вас, но могу без обиняков поговорить о том, к какому будущему стремится Америка.

Позвольте мне с самого начала ясно и четко заявить: Америке нужна могучая, мирная и процветающая Россия.

Эта уверенность коренится в нашем уважении к русскому народу и в нашей общей истории, которая не сводится к одному только соперничеству между нашими государствами. Невзирая на наше противоборство в прошлом, наши народы были союзниками в самой великой войне минувшего столетия. Недавно я побывал в Нормандии и говорил об этом - ибо так же, как парни из Бостона и Бирмингема самоотверженно штурмовали ее пляжи и карабкались вверх по ее скалам, советские солдаты из Казани и Киева ценой неимоверных жертв отразили вторжение и переломили ход войны на востоке. Как сказал президент Джон Кеннеди, "ни одна страна в истории войн не пострадала в такой степени, как Советский Союз во Второй мировой войне".

Но, отдавая дань прошлому, мы также понимаем, как много сулит для будущего могучая и цветущая Россия. Подумайте о перспективах, которые открываются перед вами - отсутствие угрозы ядерного оружия и экстремизма; доступ к рынкам и неограниченным возможностям; крепкое здоровье и здоровая среда обитания; международная система, которая стоит на страже суверенитета и прав человека и в то же время обеспечивает стабильность и процветание. Эти вызовы требуют глобального партнерства, и это партнерство лишь выиграет от России, занимающей свое законное место в ряду великих держав.

К несчастью, однако, порой возникает ощущение, что верх берут старые предрассудки, старое мышление - концепция могущества, коренящаяся в прошлом, а не в будущем. От 20-го столетия нам досталась в наследство точка зрения, будто Соединенным Штатам и России суждено вечно быть антагонистами, будто могучая Россия или могучая Америка могут самоутвердиться только в противостоянии друг другу. Наконец, еще с 19-го века бытует представление, что мы неизбежно будем соперничать за сферы влияния и что великие державы должны создавать соперничающие блоки для того, чтобы уравновешивать обоюдную мощь.

Оба эти представления неверны. В 2009 году великой державе не нужно демонстрировать свою мощь, угнетая или демонизируя другие страны. Ушли те времена, когда империи играли другими суверенными государствами, словно фигурами на шахматной доске. В Каире я отметил, что ввиду нашей взаимозависимости любой мировой порядок, при котором одна страна или группа стран будут стремиться подняться над другими, обречен на крах. Стремление к могуществу перестало быть игрой с нулевой суммой: плоды прогресса должны принадлежать всем.
Вот почему я призвал к "перезагрузке" в отношениях между Соединенными Штатами и Россией. Речь идет не просто о том, чтобы начать выстраивать отношения между Кремлем и Белым домом заново, хотя и это важно, и я имел отличные беседы с вашим президентом и премьер-министром. Речь идет о том, чтобы американский и российский народы неуклонно стремились к выявлению обоюдных интересов и к расширению диалога и сотрудничества как к залогу прогресса.

Эта задача - не из легких. Трудно выковать прочное партнерство между бывшими врагами, тяжело менять привычки, которые в течение десятилетий прочно сидели в мозгах наших руководителей и наших бюрократий. Но я убежден, что по фундаментальным вопросам, которые определят облик нынешнего столетия, американцев и россиян объединяют общие интересы, способные лечь в основание сотрудничества. Мне не пристало определять национальные интересы России, но я могу рассказать вам о национальных интересах Америки. Уверен, вы убедитесь в том, что между нами действительно существуют точки соприкосновения.

Во-первых, Америка заинтересована в том, чтобы обратить вспять тенденцию к распространению ядерного оружия и предотвратить его применение.

В прошлом столетии поколения американцев и россиян унаследовали мощь, способную уничтожить целые государства, и понимание того, что подобное могущество угрожает гибелью им самим. В 2009 году наше наследство носит иной характер. Ни вам, ни мне не приходится задаваться вопросом, смогут ли американские и российские правители сохранить равновесие страха: мы сознаем, к каким ужасающим последствиям привела бы любая война между нашими странами. Другой вопрос, проявят ли такую же сдержанность экстремисты, убивающие мирных граждан в Нью-Йорке и в Москве. Мы должны задаться вопросом, смогут ли десять, или двадцать, или пятьдесят государств, обладающих ядерным оружием, надежно охранять свои арсеналы и воздерживаться от их применения.

Такова суть ядерной проблемы в 21-м веке. Наивно полагать, что владение этим оружием приносит престиж, или что мы можем оградить себя от опасности, выбирая, каким странам можно, а каким нельзя иметь ядерное оружие. За короткий период с окончания "холодной войны" мы уже были свидетелями ядерных испытаний в Индии, Пакистане и Северной Корее. Неужели кто-либо из нас действительно верит, что без фундаментальных перемен в ближайшие два десятилетия удастся избежать дальнейшего распространения этих ядерных вооружений?

Вот почему Америка полна решимости остановить процесс распространения ядерного оружия, а в итоге и вообще постараться полностью ликвидировать все его запасы в мире. Это стремление соответствует нашим обязательствам по Договору о нераспространении ядерного оружия. В этом наша ответственность перед миром как двух ведущих ядерных держав. И хотя я отдаю себе отчет в том, что данная цель будет достигнута не скоро, стремление к ней подводит правовой и моральный фундамент под усилия по предотвращению распространения и возможного применения ядерного оружия.

Мы уже предпринимаем важные шаги для построения такого фундамента. Вчера президент Медведев и я достигли прогресса на пути к новому договору, который позволит значительно сократить наши обоюдные запасы ядерных боезарядов и средств их доставки. Мы подтвердили обоюдную приверженность экологически чистой, безопасной и мирной ядерной энергии, право на которую имеет каждое государство, выполняющее свои обязательства по Договору о нераспространении. Мы также договорились о расширении сотрудничества в области ядерной безопасности, которое призвано сыграть важную роль в обеспечении надежной охраны от террористов всех уязвимых ядерных материалов в течение четырех лет.

Выполняя наши собственные обязательства, мы должны требовать того же и от других стран. Ни Америке, ни России, никому из нас не нужна гонка ядерных вооружений в Восточной Азии или на Ближнем Востоке. Именно поэтому мы должны совместными усилиями не допустить превращения Северной Кореи в ядерную державу и не позволить Ирану обзавестись ядерным оружием. Вот почему я рад тому, что президент Медведев и я пришли к единой оценке угрозы нападения с применением баллистических ракет в 21-м веке, в том числе со стороны Ирана и Северной Кореи.

Речь не идет о том, чтобы особо выделить какую-то одну страну: такая же ответственность лежит на всех странах. Если мы не будем стоять плечом к плечу, Договор о нераспространении и Совет безопасности перестанут быть факторами сдерживания, и международное право уступит место закону джунглей. От этого не выиграет никто. Как я сказал в Праге, правила должны носить обязывающий характер. Нарушение должно влечь за собой наказание. Слова должны что-то значить.

Успешный контроль за выполнением этих правил устранит причины для разногласий. Я знаю, что Россия выступает против планируемой конфигурации системы противоракетной обороны в Европе. Моя администрация проводит пересмотр этих планов в целях повышения безопасности Америки, Европы и всего мира. Я четко заявляю, что эта система направлена на предотвращение потенциальной атаки со стороны Ирана и не имеет никакого отношения к России. Более того, я хотел бы, чтобы мы совместно с Россией разработали архитектуру противоракетной обороны, которая повысит безопасность всех нас. Но если угроза со стороны иранских программ разработки ядерного оружия и баллистических ракет будет устранена, необходимость в европейской системе ПРО отпадет. Это в наших общих интересах.

В дополнение к обеспечению безопасности самого опасного вида оружия в мире, вторым направлением важнейших национальных интересов Америки является выявление и поражение экстремистов, применяющих насилие.

На протяжении многих лет "Аль-Каида" и ее союзники оскверняют великую религию мира и справедливости, безжалостно убивая мужчин, женщин и детей всех национальностей и вероисповеданий. Причем главными мишенями они избрали мусульман. Эти экстремисты убивали в Аммане и на Бали, в Исламабаде и Кабуле, их руки обагрены кровью американцев и россиян. Они вынашивают замыслы новых убийств наших граждан, пользуясь убежищами, в особенности теми, что расположены вдоль границы между Пакистаном и Афганистаном, которые позволяют им без помех готовить и проводить свои операции.

Вот почему Америка имеет четкую цель: сорвать деятельность "Аль-Каиды", демонтировать и разгромить ее и ее союзников в Афганистане и Пакистане. Мы не стремимся к размещению военных баз в регионе и не хотим управлять этими государствами. Вместо этого мы хотим работать с международными партнерами, включая Россию, чтобы помочь афганцам и пакистанцам укрепить собственную безопасность и добиться процветания. Вот почему я рад тому, что Россия согласилась разрешить США использовать свою территорию для снабжения сил нашей коалиции. Ни Америка, ни Россия не заинтересованы в том, чтобы в Афганистане или Пакистане правили талибы. Пришло время работать вместе во имя другого будущего - будущего, в котором мы оставим позади Большую игру прошлого и конфликты настоящего; будущего, в котором все мы внесем вклад в безопасность в Центральной Азии.

Помимо Афганистана, Америка твердо намерена и впредь содействовать развитию возможности изоляции экстремистов. В Ираке мы помогаем народу страны строить лучшее будущее, оставляя Ирак иракцам. Мы преследуем цели сосуществования двух государств, Израиля и Палестины, в условиях мира и безопасности. А в мусульманских общинах по всему миру мы добиваемся прогресса в образовании, здравоохранении и экономическом развитии. Я считаю, что россияне разделяют наши цели и заинтересованы в успехе - и нам нужно образовать совместное партнерство.

В дополнение к этим проблемам безопасности, третья тема, на которой я остановлюсь - это заинтересованность Америки в глобальном процветании. Так как здесь присутствует много экономистов и будущих бизнесменов, я знаю, что вас очень заинтересует эта тема.

Мы встречаемся в разгар самой серьезной глобальной рецессии нашего поколения. Я считаю, что свободный рынок является величайшей в мире силой для создания и распределения богатства. Но когда рынок полностью выходит из-под контроля - например, из-за неоправданно рискованных решений, отсутствия нужного регулирования или разгула коррупции - тогда все мы оказываемся под угрозой, независимо от того, живем ли мы у берегов Миссисипи или на Волге.

В Америке мы предпринимаем беспрецедентные шаги для придания импульса нашей экономике и реформирования нашей системы регулирования. Но так же, как ни одна страна не может отгородиться стеной от последствий глобального кризиса, ни одно государство не может служить единственной движущей силой глобального роста.

Видите ли, во время вашей жизни произошли фундаментальные изменения. И хотя этот кризис продемонстрировал нам риск, который влекут за собой перемены, этот риск не идет в сравнение с возможностями. Подумайте о том, что возможно сегодня, но было немыслимо два десятилетия назад. Молодая индийская женщина из Бангалора, имеющая доступ к интернету, может конкурировать с кем угодно в любом уголке мира. Предприниматель, открывший новую фирму в Пекине, может вывести свой бизнес на международный уровень. Профессор РЭШ в Москве может сотрудничать с коллегами в Гарварде и Стэнфорде. Это хорошо для всех - потому что, когда процветает Индия, открывается новый рынок для наших товаров; когда новые идеи возникают в Китае, это подталкивает наши предприятия к инновациям; когда между людьми налаживаются новые связи, мы все становимся богаче.

Существуют исключительные возможности для расширения сотрудничества между американцами и россиянами. Мы можем вести свободную и справедливую торговлю, которая является частью мировой торговой системы. Мы можем увеличить инвестиции, которые позволят создать рабочие места в обеих странах. Мы можем установить прочные партнерские отношения в области энергетики, которые будут распространяться не только на традиционные ресурсы, такие как нефть и газ, но и на новые источники энергии, стимулирующие рост и борьбу с изменением климата. Все это американцы и россияне могут делать вместе.

Правительство может содействовать этому сотрудничеству, но, в конечном итоге, заниматься его непосредственным продвижением должны люди. Потому что главным ресурсом любого государства в 21-м веке являетесь вы, его народ, особенно его молодежь, и успеха добьются страны, которые будут умело использовать этот ресурс. Этот успех зависит от экономики, функционирующей в рамках закона. Как совершенно справедливо сказал президент Медведев, зрелая и эффективная правовая система является необходимым условием для устойчивого экономического развития. Люди во всем мире должны иметь право вести бизнес или получать образование, не давая взяток. Независимо от того, находятся ли они в Америке, России, странах Африки или Латинской Америки, ибо эта идея не относится только к Америке или России - вот реальный путь к успеху для людей и стран в 21-ом веке.

И это подводит меня к четвертой теме моего выступления - заинтересованности Америки в демократических правительствах, которые защищают права своих граждан.

Америка, безусловно, далека от совершенства. Но наша приверженность к некоторым общечеловеческим ценностям дает нам возможность исправлять наши недостатки, постоянно совершенствоваться и становиться сильнее с течением времени. Свобода слова и собраний позволила женщинам, представителям меньшинств и трудящимся протестовать, добиваясь полноправия и равноправия, когда им в них было отказано. Верховенство права и равенство в отправлении правосудия развалили монополии, остановили работу коррумпированных политических машин и положили конец злоупотреблениям властью. Независимые средства массовой информации вскрывают коррупцию на всех уровнях бизнеса и власти. Состязательная система выборов позволяет нам менять курс и обеспечивает подотчетность наших лидеров. Если бы наша демократия не продвигала эти права, я - как афроамериканец - не смог бы обратиться к вам в качестве гражданина Америки, а тем более президента. Ибо во времена основания нашей страны у людей, которые были похожи на меня, не было прав. Но именно благодаря этому процессу теперь я обращаюсь к вам как президент Соединенных Штатов.

Америка поддерживает эти ценности по всему миру не только потому что они нравственны, но и потому, что они эффективны. История показывает, что правительства, которые служат своему народу, живут и процветают, в отличие от правительств, приверженных только интересам укрепления собственной власти. Гораздо менее вероятно, что страны, в которых правительства отражают волю своего народа, превратятся в недееспособные государства, начнут терроризировать своих граждан и вести войны с другими странами. Правительства, оказывающие поддержку верховенству закона, открывающие свою деятельность для общественного контроля и не препятствующие работе независимых организаций, являются более надежными торговыми партнерами. И в нашей собственной истории демократические страны всегда были самыми надежными союзниками Америки, включая тех, с кем мы когда-то вели войну в Европе и Азии - страны, которые сегодня живут в значительной безопасности и процветании.

Позвольте четко заявить: Америка не может и не будет навязывать другим странам какую-либо систему правления, и мы не выбираем партию или лицо, которые будут руководить другим государством. Однако мы не всегда поступали должным образом на этом фронте. И даже сегодня, во время нашей встречи, Америка поддерживает возвращение к власти демократически избранного президента Гондураса, хотя он решительно выступает против американской политики. Мы делаем это не потому, что мы с ним согласны. Мы делаем это потому, что с уважением относимся к универсальному принципу о том, что люди должны выбирать собственных лидеров, независимо от того, согласны мы с этими лидерами или нет.
Это подводит меня к последней теме моего выступления - заинтересованности Америки в международной системе, которая способствует сотрудничеству при уважении суверенитета всех государств.

Государственный суверенитет должен быть краеугольным камнем международного порядка. Точно так же, как все страны должны иметь право выбирать своих руководителей, государства должны иметь право на защиту границ, а также на свою собственную внешнюю политику. Это справедливо как для России, так и для Соединенных Штатов. Любая система, которая отступает от соблюдения этих прав, приводит к анархии. Вот почему этот принцип должен распространяться на все страны - включая Грузию и Украину. Америка никогда не будет навязывать меры безопасности другой стране. К примеру, любая страна может стать членом такой организации как НАТО, если за это выступит большинство ее населения, в ней будут проведены необходимые реформы, и она будет в состоянии вносить свой вклад в миссию альянса. И позвольте мне подчеркнуть: НАТО должно стремиться к сотрудничеству с Россией, а не к конфронтации.

В более широком смысле, мы должны укреплять сотрудничество и уважение между всеми странами и народами. Как президент Соединенных Штатов, я буду неустанно бороться за обеспечение безопасности Америки и продвижение наших интересов. Но ни одна страна не в состоянии в одиночку справиться с вызовами 21-го века и не вправе диктовать свои условия всему миру. Теперь это понятно Америке, также как это понятно России. Вот почему Америка стремится к международной системе, которая позволяет странам продвигать свои интересы мирным путем, особенно, если эти интересы расходятся; системе, в которой соблюдаются всеобщие права человека и осуждается нарушение этих прав; системе, в которой мы применяем к себе те же стандарты, что и к другим странам, с четкими правами и обязанностями для всех.

Остались в прошлом времена, когда Рузвельт, Черчилль и Сталин могли установить новый мировой порядок в течение одной встречи. Сегодня мир более сложен. Миллиарды людей обрели голос и добиваются собственного процветания и самоопределения во всех уголках планеты. За последние два десятилетия мы стали свидетелями роста рынков, распространения богатства и технологий, используемых для созидания, а не разрушения. Мы видим, как проходит старая ненависть, рассеиваются мнимые разногласия между людьми, а судьба человечества оказывается в руках все большего количества людей, которые могут формировать собственное будущее. Теперь мы должны позаботиться о том, чтобы переходный период, который вы пережили, привел нас в новую эру, в которой народы будут жить в мире, и люди смогут реализовать свои устремления к достойной, безопасной и лучшей жизни для своих детей. В этом заинтересованы как Америка, так, я уверен, и Россия.

Я знаю, что это будущее может показаться отдаленным. Перемены даются нелегко. По словам одного из студентов РЭШ в 1993 году, в действительности мир не так рационален, как на бумаге. Но подумайте о переменах, происходящих с течением времени. Сто лет назад Россией правил царь, а Европа была имперским континентом. Когда я родился, в отдельных частях Америки еще была узаконена сегрегация, а родина моего отца Кения по-прежнему была колонией. Когда вы родились, существование такого учебного заведения, как ваше, было невозможно, а об интернете было известно лишь немногим избранным.

Вам самим решать, что будет дальше. Вам выбирать путь, на который нас выведут перемены. Потому что будущее не принадлежит тем, кто выводит армии на поля сражений или прячет ракеты под землю - будущее принадлежит образованным молодым людям, наделенным воображением и способностью творить. Вот в чем источник силы в новом столетии. Учитывая все то, что произошло на Земле за два десятилетия вашей жизни, подумайте только, что вы сможете создать в предстоящие годы.

Каждая страна прокладывает свой собственный курс. Россия проделала свой путь сквозь время подобно могучей реке, прорезающей каньон, оставив неизгладимый след в истории человечества. Продвигая эту историю вперед, смотрите в будущее, которое можно построить, если отказаться от бремени старых препятствий и старых подозрений. Смотрите в будущее, которое можно построить, если мы будем партнерами в разделяемых нами устремлениях. Вместе мы можем построить мир, в котором люди будут жить в безопасности, процветание - расти, а наша сила будет действительно служить прогрессу. Все в ваших руках. Желаю удачи всем вам. Большое спасибо.

Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/1183553.html

20:04 07.07.2009

Wednesday 8 July 2009

НАТО должна сотрудничать с РФ, а не искать конфронтации

НАТО должна стремиться к сотрудничеству с Россией, заявил во вторник президент США Барак Обама, выступая в Российской экономической школе (РЭШ).

"НАТО должна сотрудничать с Россией, а не искать конфронтации. В более широком смысле нам надо стремиться к сотрудничеству и взаимоуважению между всеми народами Земли", - сказал он.

Говоря о стремлении некоторых стран стать членами Североатлантического альянса, он отметил, что "большинство населения этого государства должно на это согласиться".

7.07.2009

Права на данный материал принадлежат РИАНовости

США хотят прийти к миру без ядерного оружия

Вашингтон заинтересован в том, чтобы остановить распространение ядерного оружия, однако прийти к миру без ядерного оружия удастся нескоро, заявил президент США Барак Обама, выступая перед выпускниками Российской экономической школы в Гостином дворе.

"США заинтересованы в том, чтобы остановить распространение ядерного оружия", - сказал Обама, находящийся с официальным визитом в Москве.

По его словам, вскоре после окончания холодной войны Индия, Пакистан и Северная Корея провели испытания ядерного оружия, а в последующие два десятилетия может произойти его дальнейшее распространение.

"Именно поэтому Америка твердо намерена остановить ядерное распространение, мы хотим прийти к миру без ядерного оружия, таковы наши обязательства в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия. Хотя я знаю, что это будет достигнуто нескоро, стремление создает моральные и правовые основы для решения проблем распространения", - отметил американский лидер.

По его словам, США уже предпринимают важные шаги по созданию такой основы. Обама напомнил, что накануне он и президент России Дмитрий Медведев достигли прогресса по новому договору, который существенно сократит количество боезарядов у обеих стран.

"Мы подтвердили нашу решимость обеспечить безопасную, мирную ядерную энергетику, правом на которую должны располагать все страны, выполняющие свои международные обязательства", - сказал президент США.

7.07.2009

Права на данный материал принадлежат РИАНовости

Новый Договор по СНВ будет заключен на десять лет

Срок действия нового Договора по СНВ будет определен в десять лет, если до истечения этого срока он не будет заменен последующим Договором об СНВ. Об этом говорится в согласованном на переговорах президентов России и США в Кремле документе, озаглавленном "Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений".

Новый Договор об СНВ не будет применяться к существующей практике сотрудничества в области стратегических наступательных вооружений между одной из сторон и третьим государством, говорится в документе.

7.07.2009

Права на данный материал принадлежат РИАНовости

Monday 6 July 2009

США разрешили Израилю войну против Ирана

"США не будут стоять на пути Израиля, если он решит ликвидировать ядерную угрозу Ирана военными методами". Об этом сегодня заявил вице-президент США Джо Байден.

Как заявил Джо Байден, Соединенные Штаты "не могут диктовать другому суверенному государству, что оно может и не может делать". По его словам, Израиль может сам решать, "что в их интересах и что они считают нужным предпринять в отношении Ирана или кого-либо еще". Об этом сообщает "Коммерсант".

По мнению израильских властей, Иран представляет наибольшую угрозу для государства. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад неоднократно призывал стереть Израиль с лица земли. Израиль и США также обвиняют Иран в попытках создать ядерное оружие под прикрытием мирной ядерной программы. При этом общепризнанно, что Израиль неофициально обладает собственным ядерным оружием.

Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/1182556.html

20:58 05.07.2009

Thursday 2 July 2009

США понимают, что в будущем СНВ потребует увязки с ПРО

Американская администрация понимает, что далеко идущие сокращения стратегических наступательных вооружений в будущем потребуют увязки этой проблемы с вопросом противоракетной обороны, считает президент Центра имени Ричарда Никсона Дмитрий Саймс.

Подготовка нового договора по СНВ впервые ведется в условиях отсутствия договора по ограничению систем ПРО. Россия считает, что планы США разместить элементы ПРО в Европе затрудняют прогресс по сокращению стратегических наступательных вооружений.

"Администрация (Барака) Обамы не считает, что этот вопрос (СНВ и его увязка с ПРО) предполагает абсолютно однозначное решение. На данном этапе необходимо продлить действие договора по СНВ, это процесс относительно простой, его важно завершить до декабря, когда истекает действие договора. Связывать СНВ формально с ПРО может быть сложно, но я думаю, что в администрации Обамы понимают, что далеко идущие сокращения стратегических наступательных вооружений потребуют увязки с ПРО, и я не думаю, что это вызывает отторжение у нынешней американской администрации", - сказал Саймс на пресс-конференции в РИА Новости.

Мероприятие прошло в рамках работы российско-американской секции Международного дискуссионного клуба "Валдай", эксперты обсудили результаты закрытой сессии на тему "Россия-США: переосмысливая интересы" в контексте запланированного на 6-8 июля визита президента США Барака Обамы в Россию.

Подобную точку зрения - о готовности американской администрации рассматривать различные варианты по СНВ - высказал и председатель комитета по международным делам в Совете Федерации России Михаил Маргелов.

"Из моих разговоров в Варшаве с американским сенатором Уильямом Нельсоном у меня складывается впечатление, что американские участники переговоров готовы к разным вариантам обсуждения и к разным вариантам решений, у них нет незыблемых позиций, которые не могли бы модифицироваться", - отметил он.

Прежняя администрация США планировала разместить к 2013 году радар в Чехии, а также 10 ракет-перехватчиков в Польше. Россия неоднократно заявляла, что негативно относится к намерениям США разместить элементы системы ПРО в Польше и Чехии. Представители США заявляют, что система противоракетной обороны направлена на отражение возможной угрозы со стороны Ирана и что Россия не должна видеть в ней угрозу своей национальной безопасности. Пентагон не раз заявлял, что готов к диалогу с РФ по вопросу ПРО.

Российская сторона увязывает сокращение стратегических наступательных вооружений с развертыванием США системы ПРО. Как заявил 23 июня глава МИД РФ Сергей Лавров, понимание этой взаимосвязи существует и в Вашингтоне. На первой встрече президентов России и США в начале апреля в Лондоне было принято совместное заявление, в котором был и тезис о том, что правительства обеих стран должны изучить взаимосвязь между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями.

В Москве рассчитывают, что этой совместной позиции президентов двух стран будут строго придерживаться американские переговорщики.

Президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама на встрече в Лондоне 1 апреля 2009 года договорились начать переговоры для заключения нового соглашения по Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), истекающий 5 декабря 2009 года. Решено, что стороны будут стремиться выйти на уровни сокращения СНВ, которые будут ниже, чем в Договоре о стратегических наступательных потенциалах (СНП).

Договор СНВ был подписан в 1991 году и обязывал Москву и Вашингтон сократить стратегические ядерные силы с 10 тысяч боеголовок у каждой из сторон до 6 тысяч. В 1993 году Россия и США подписали Договор СНВ-2, предусматривающий существенное сокращение межконтинентальных баллистических ракет и ядерных боеголовок. Но в 2002 году Российская Федерация вышла из него в ответ на отказ США от Договора 1972 года об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года.

В 2002 году был подписан Договор о стратегических наступательных потенциалах (СНП), подразумевающий сокращение к 31 декабря 2012 года стратегических наступательных потенциалов СССР и США до 1700-2200 ядерных боезарядов.

1.07.2009

Права на данный материал принадлежат РИАНовости

Wednesday 1 July 2009

РФ и США могут прийти к единому мнению по СНВ в июле

Президенты США и РФ Барак Обама и Дмитрий Медведев, встреча которых намечена на 6-8 июля в Москве, могут прийти к единому мнению по проблеме стратегических наступательных вооружений (СНВ). Об этом в опубликованном во вторник интервью газете "Время Новостей" сказал американский эксперт по России Том Грэм.

При Джордже Буше-младшем Грэм занимал должность старшего директора по России в Совете национальной безопасности США, а в настоящее время является старшим директором в консалтинговой компании Kissinger Associates.

"Я исхожу из того, что (на встрече Обамы и Медведева в Москве) мы достигнем единых позиций по СНВ. Новый договор создаст новый уровень доверия", - цитирует газета слова Грэма.

При этом эксперт высказал предположение, что стороны смогут договориться по новому соглашению по СНВ до декабря 2009 года. "Думаю, сможем", - сказал он, отвечая на вопрос корреспондента относительно такой возможности и сроков ее реализации.

Срок действия нынешнего Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) истекает 5 декабря 2009 года. Документ был подписан в 1991 году и обязывал Москву и Вашингтон сократить стратегические ядерные силы с 10 тысяч боеголовок у каждой из сторон до 6 тысяч. В 1993 году Россия и США подписали Договор СНВ-2, предусматривающий существенное сокращение межконтинентальных баллистических ракет и ядерных боеголовок. Но в 2002 году Российская Федерация вышла из него в ответ на отказ США от Договора 1972 года об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года.

Вместе с тем Грэм предостерег от излишнего оптимизма в оценке взаимоотношений США и России. "Нельзя нажать кнопку и вернуться к тому, что было, скажем, 15 лет назад. Или вычеркнуть последние восемь лет администрации Буша. Поэтому придется начать с того, что мы имеем сейчас, включая проблемы, психозы, непонимание", - указал эксперт.

"Прорыва в отношениях России и США не будет, но мы готовы шаг за шагом улучшать отношения, понимая, чего хотим достичь через три-пять лет", - добавил, в частности, он.

По словам Грэма, чтобы создать отношения нового качества, надо заглянуть на пять-десять лет вперед. "Что будет? Подъем Китая. Нестабильность, а затем новый баланс сил на Ближнем Востоке. Смещение динамики из Европы в Азию... Влияние Европы на геополитику уменьшается. Далее - глобальное потепление, распространение ОМУ (оружия массового уничтожения). И здесь стратегические интересы России и США во многом совпадают. Задача президентов в Москве (на встрече 6-8 июля) - сосредоточить внимание не на том, что произошло, а постараться найти общую почву для более тесного сотрудничества в будущем", - сказал Грэм.

Говоря о мировом финансовом кризисе в историческом контексте, эксперт отметил, что кризис означает окончание не только холодной войны, но и эпохи после нее.

"Старый баланс разрушен, и мы не знаем, каков будет новый и когда... То, что имело место до сих пор, было по сути продолжением холодной войны без второй супердержавы. И США во многом продолжали смотреть на мир через эту призму: неизбежная победа либеральной демократии, свободного рынка - это то, что мы защищали и продвигали во время холодной войны и после, когда не стало главного препятствия в виде Советского Союза. Сейчас становится ясно, что победа либеральной демократии не неизбежна, под вопросом даже основы рыночной системы... Все находится в подвижном состоянии", - заключил Том Грэм.

30.06.2009

Права на данный материал принадлежат РИАНовости